Ранние симптомы неврологических нарушенийРодителям необходимо обратить внимание на следующие функции и состояния малыша:
· возбудимость/угнетение нервной системы – как засыпает и спит ребенок, его поведение во время бодрствования, функции сосания, аппетит;
· срыгивание – физиологичным считается не чаще 2-5 раз в день в небольшом (2/3 ст. л.) объеме, если происходит чаще, а объем больше, малыш плачет, ухудшается аппетит или он становится вялым, то это должно насторожить;
· положение тела и головы – перекос, наклон все время в одну сторону, асимметрия являются признаками патологии;
· асимметричные движения глаз;
· мимика – выражение лица, активная мимика или сниженная, гримаса боли;
· двигательная активность – насколько симметричны движения конечностей, положение стоп и ладоней (расправленные или сжатые);
· акт сосания – жадно, активно или вяло, насколько плотно охватывает сосок, подтекает ли молоко, когда ребенок ест, как располагается головка – запрокидывается или нет;
· тремор – дрожит ли у малыша подбородок, конечности и в каких случаях отмечается дрожание;
· метеочувствительность – как малыш реагирует на изменение погоды;
· кожа – сухая/влажная, неравномерная («мраморная») окраска.
Даже если родители заметили 1-2 симптома, то это не повод переживать и самостоятельно ставить диагноз. Но эти признаки являются предпосылкой к посещению невролога. Только после углубленных исследований специалист может подтвердить или опровергнуть наличие у малыша нарушений ЦНС.
Следует учитывать, что симптоматика повреждений ЦНС у новорожденных и малышей первых месяцев жизни имеет общие признаки с рядом неврологических патологий и отличия от симптомов у детей постарше или взрослых, что обусловлено функциональной и морфологической незрелости нервной системы. Поэтому часто отмечаются случаи гипердиагностики или несвоевременного выявления патологических изменений.
Тревожные симптомы у детей постаршеЕсли у новорожденных и грудничков патологию сложно выявить, так как у них еще незрелая НС, они не могут общаться, то у детей постарше отклонения более заметны, они предъявляют жалобы. Так, например, практикующий в
Одессе Кубарев А.В. – детский невролог с большим опытом работы, советует обратить внимание на:
· нарушения двигательной активности, мелкой моторики, ритма и темпа речи (ее разборчивость, словарный запас), письма, внимания, поведения, самоконтроля;
· непроизвольные или навязчивые движения, тики, тремор;
· судороги;
· галлюцинации;
· бессонницу;
· когнитивные отклонения;
· головную боль, мигрень;
· болевой синдром невыясненной этиологии;
· беспричинные рвоты, тошноту;
· энурез, нарушение контроля за естественными отправлениями (дефекацией, мочеиспусканием);
· функционирование органов чувств – зрения, слуха, тактильной чувствительности;
· психоэмоциональный фон, резкую смену настроения, истеричность;
· нарушения координации движений, походки и др.
Перечисленные аномалии поведения, функций нервной системы могут пройти самостоятельно в процессе созревания нервной системы или привести к тяжелым патологиям. Так, из-за нарушения функций ЦНС могут развиться глухота, слепота, умственная отсталость, рахит, анемия, заболевания ЖКТ.
Большое значение имеют результаты мониторинга (длительных наблюдений) частоты, длительности симптомов. На их основании врач составляет программу исследований и разрабатывает индивидуальную программу профилактики, стратегию лечения, реабилитации.
Полный перечень неврологических заболеваний у детей читайте
тут